Каталог статей

Главная » Статьи » Маркетинг

Алексей Колик: Метамаркетинг – наше будущее

В нынешнее время происходят коренные, сущностные социально-экономические изменения глобального масштаба. Меняется общество, экономика, культурные парадигмы, уклад жизни и т.д.  С приходом ХХI века была перевернута принципиально новая страница в истории человечества. Оно живет теперь в глобальной информационной среде. Новое столетие  принесло человечеству новые возможности и новые проблемы.

ХХ век – век потребления товаров. Поэтому он породил такие явления социальной жизни как реклама и маркетинг. Филип Котлер систематизировал и проанализировал принципы и законы индустриального общества, хотя сам уже жил в постиндустриальном. Его работы скорее фиксировали, то, что уже свершилось, чем описывали реальность сегодняшнего дня, а уж тем более не задавали горизонты будущего. В 70-80 годы проблема еще не была так заметна, но в  конце века, который принес невиданные темпы развития информационных технологий, уже требовалось писать о будущем, чтобы к моменту, когда книга попадет на стол к читателю, соответствовать настоящему. Похоже, что к этому  в полной мере Котлер готов не был, хотя и понял, что теория классического маркетинга теряет свою актуальность. Сейчас Котлер уже ищет новые подходы, начал изучать информационную реальность. Правда, до создания новой глобальной теории пока не добрался.

Но вопрос состоит в том, что сегодня необходимо создавать  принципиально новую систему маркетинга -  метамаркетинг, который приходит на смену старому котлеровскому маркетингу.  Понятие метамаркетинга нужно понимать как отличное от маркетинга в том, что он приходит на смену маркетингу простых материальных объектов, таких как печенье, шампунь, автомобиль. Он возникает применительно к  реалиям информационного общества. Принципиально важно не путать его с нынешним употреблением данного термина, которое  подразумевает   тот же маркетинг, но используемый в политических или социальных процессах.

 Метамаркетинг возникает в то время, когда в мире произошел ряд существенных изменений, которые сделали его совсем другим. К числу таких изменений мы относим:

-     глобализация мира

-          всеобщая компьютеризация и появление Интернет

-          бурный рост инноваций, которые сами по себе становятся фактором потребления

-          создание сложных технических систем, включающих элементы из традиционно разных областей применения

-          новое качество конкуренции между  городами, государствами, при котором города,  государства представляют себя как товар

-          усиление роли личностей в социально-экономических процессах

-          глобальное влияние артефактов искусства на жизнь общества

-          новое качество сферы услуг и отдыха, как локомотивов экономики

-          усиление влияния гражданских инициатив.

Все эти изменения требуют новых разработок, создания метамаркетинга как системы адекватно отражающей реалии нашего времени. Метамаркетинг  -  технология по созданию инноваций и их продаже в сфере информации, социума, техники, экологии, сферы услуг. Традиционные материальные товары уже не попадают в фокус его внимания. Сегодня уже не может быть создано сильное маркетинговое решение на рынках простых потребительских товаров. Например, представьте себе, что можно придумать для такого продукта как шоколад. Cadberry и Киндер-сюпризы – это отличные новации для своего времени, но они состоялись. Что еще нового можно придумать?

Отличие метамаркетинга в том, что он должен учитывать такие реалии как главенство информационных технологий, междисциплинарность сегодняшней науки и техники. Примерами применения метамаркетинга являются мобильная связь с выходом в Интернет, компьютерные операционные системы, индустрия компьютерных игр, социальные сети в Интернет.

Самое сложное в любой новой дисциплине – это систематизация. И заслуга Котлера, как известно, не в создании маркетинга, а в придании ему системы. Метамаркетинг уже существует, все больше проявляет себя в различных реалиях, но пока не систематизирован, о нем нет книг, учебных программ. В наших учебных заведениях только недавно освоили обучение по специальности «маркетинг», а практика уже показала, что специалисты в старом формате обучения потеряли актуальность. Это напоминает ситуацию, как если бы в летных училищах учили летать не на сверхзвуковых самолетах, а на воздушных шарах.

Задачей сегодняшнего дня является обобщение уже существующего опыта метамаркетинга, прогноз его развития, установление принципов, методов, терминов, создание учебных программ. Принципиально важно привлечение к этой работе людей нового поколения, специалистов по современным технологиям. Эта работа должна сочетаться с инновационной деятельностью. Объявленный Президентом РФ Дмитрием Медеведевым курс на модернизацию  точно коррелируется с созданием метаркетинговых систем. И более того, он без них не может быть осуществлен. Инновации требуют выверенной рыночной стратегии, успешности, в противном случае ошибка обходится дорого как материально, так и морально. Никогда раньше связь социальной дисциплины, которой является маркетинг, с техникой не была так необходима.

 Не секрет, что для многих само право на существование  маркетинга ставится под сомнение, он объявляется «надуманной», нежизнеспособной системой. Сейчас маркетологи стоят перед серьезным вызовом времени. Они должны «переключить» маркетинг в «новый регистр», более высокий и сложный, и тем самым доказать жизнеспособность себя как специалистов и всей системы маркетинга в целом. Сложность задачи в том, что нужно, по сути,  конструировать будущее, не имея достаточной опоры в прошлом.

Основные претензии к отечественным маркетологам имеют под собой почву, так как они состоят в том, что не создаются новые парадигмы, алгоритмы изменений. Действительно, большинство маркетологов в настоящее время продолжает разбираться с реалиями прошлого, пытаясь догнать ушедший поезд, везущий груз 50-60 годов. Характерной особенностью маркетинга на постсоветском пространстве является слабое развитие промышленного маркетинга или маркетинга потребительских товаров в высоких технологиях. Если вспоминать интересные маркетинговые решения, то они проявились в традиционных областях: пиво, соки, мясные изделия и т.п.

Каким же образом  можно изменить ситуацию? Безусловно, усилия  энтузиастов –одиночек не будут успешны. Здесь  нужен союз государства, крупного бизнеса, науки. Наиболее продуктивно будет включить развитие метамаркетинга  в инновационную программу России, интегрировать с развитием новых информационных технологий. Метамаркетинг будет выполнять функцию методологии производства высокотехнологичных продуктов, поскольку уже в начале работы по их созданию они должны иметь вполне определенного потребителя, конвертируемую рыночную ценность. Но для того, чтобы метамаркетинг бы воплощен в жизнь необходимо переучить нынешних маркетологов, подготовить новые кадры, разработать методическую литературу и в первую очередь саму систему. Все это нужно сделать достаточно быстро, так как высокая скорость развития науки и техники требует новых решений незамедлительно.

 
Категория: Маркетинг | Добавил: daniel (05.12.2009)
Просмотров: 3005 | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Продажи [14]
Менеджмент [15]
Маркетинг [5]
Обучение [2]
Поиск
Кнопки
Rambler's Top100
Друзья сайта
  • Тренинговый портал Treko
  • b2bloger
  • 4p.ru
  • Тренинговый портал Salesman
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0