Каталог статей

Главная » Статьи » Менеджмент

Алексей Колик, Светлана Петухова: «Инновации – решающий фактор конкурентоспособности»
Значение инноваций для российского бизнеса в современных условиях

Мировой финансовый кризис в очередной раз продемонстрировал очевидность сырьевого характера российской экономики. Негативные тенденции во внешнем окружении, которые проявились в снижении объемов производства  во многих странах мира, привели к существенному снижению ВВП России и вновь замедлили ее развитие. К сожалению, кризис значительно ударил по стране вследствие недостаточно современной структуры экономики. Не случайно президент страны Д.А. Медведев отметил, что страна в период значительного экономического роста за счет повышения мировых цен на сырье не смогла диверсифицировать свою экономику, стать менее  зависимой от мировой сырьевой конъюнктуры. Он отметил, что сейчас наиболее важно сделать экономику другой, более современной, конкурентоспособной, менее зависимой от других государств.

Основой современного развития экономики являются инновации. Под инновацией  понимается существенное изменение в жизни общества, направленное на достижение позитивного результата, который был внедрен на практике. Есть изобретения. Есть научное творчество. Есть инновации. Очень часто эти вещи путают. На самом деле, инновации – это продукт, технология или услуга, которые имеют потребительскую ценность и востребованы на рынке. Наука – это превращение денег в знания, а инновации – превращение знаний в деньги.

Ситуация в мире вполне очевидно свидетельствует о том, что трансфер технологий, инновации,  инновационный менеджмент, интеллектуальный продукт стали основой процветания   стран, в которых удалось внедрить соответствующий тип экономики. Постиндустриальное общество отличается от индустриального общества перемещением приоритетов в сторону интеллектуальных ресурсов. Именно те государства, в которых экономика носит инновационный характер, являются лидерами мирового рынка. В результате такие государства становятся сильными во всех аспектах.  К ним относятся США, Великобритания, Япония, Германия. Китай в настоящее время предпринимает значительные усилия для того, чтобы пройти стадию использования чужих инноваций и выйти на стадию собственной  инновационности. Большое количество китайских студентов в различных университетах мира готовится для нового рывка вперед.

В условиях сильной рыночной конкуренции самыми рентабельными и конкурентоспособными становятся продукты, основанные на инновациях. Европейский показатель инновационности фирмы – 25% обновленных продуктов в течение двух лет. Российский  показатель оценивается в 3,5 %. Отсюда и разница в конкурентоспособности.

Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF), независимая организация, базирующаяся в Вашингтоне, обнародовал данные ежегодного рейтинга инновационности экономик стран Европы, Азии и Североамериканского региона. Среди 40 стран, вошедших в итоговый рейтинг, Россия заняла 35-е место. Лидерами списка стала Сингапур, Швеция и Люксембург. России удалось обойти только Кипр, Грецию, Бразилию, Мексику и Индию. Эти цифры заставляют серьезно задуматься о дальнейших перспективах российского общества.

Принципиальные инновации в информационных технологиях позволили отдельным американским компаниям и США в целом получить значительные финансовые достижения. Но в основе этих достижений были интеллектуальные прорывы отдельных личностей. Экономика зависит в первую очередь не от материальных, а от интеллектуальных ресурсов. Давно усвоив эту истину, в США стремятся сконцентрировать усилия на создании продуктов и технологий и передать простое исполнение работ в другие, менее развитые страны.

В настоящий момент рынка для инноваций в России практически нет. Основные средства на российских промышленных предприятиях были заложены еще в советское время. Для того чтобы российская экономика предъявила спрос на инновации, стране нужна реиндустриализация.  Россия должна стать инновационной страной. Иного не дано. Наличие финансовых ресурсов само по себе не решает задачи развития. Деньги должны быть приложены к конкретным инновационным продуктам. Например, недавно была создана государственная корпорация по нанотехнологиям, ей выделены значительные финансовые ресурсы. Но, выяснилось, что освоить их достаточно проблематично по причине того, что в настоящее время нет соответствующих готовых наработок в сфере нанотехнологий. Действительно, многие ученые и производственники, которые занимались данной проблематикой, покинули пределы страны или занялись другой деятельностью.

 

Проблемы генерации и внедрения инноваций

Как же в реальности выглядит ситуация с генерацией и  внедрением инноваций в России? Анализ показывает, что пока ситуация меняется незначительно. Инновационная деятельность – одна из самых сложных в жизни общества, человека. Придумать что-то новое, то чего раньше не существовало – что же может быть труднее? Традиционные для России неспешность, консерватизм не располагают к продуцированию нового. В настоящее время инновации все чаще зависят не от внезапного озарения мысли гения, а от определенной технологии. Не случайно в России в 80-90 годы  получила признание система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Но других, более современных систем практически не появилось.

Для того чтобы страна совершила инновационный рывок, надо дать свободу предпринимателям. Предприниматель – инноватор по своей природе. Если он не выпускает конкурентоспособную продукцию, он обречен. Бизнес может выжить только тогда, если производит что-то интересное, новое, ценное для потребителя. Если бы  была предоставлена  свобода предпринимательству, страна расправила бы крылья. Свобода предпринимательства – это отсутствие административного произвола, защищенность собственности, снятие барьеров – налоговых, таможенных, лицензионных. И, естественно, свободное предпринимательство немыслимо в условиях системной коррупции.

 

Инновации и социум, личность

В основе любой инновации (технической, технологической, продуктовой и т.д.) находится человек. Именно инновационный вектор сознания позволяет получить результат в виде готового решения. Сложившаяся в России социальная парадигма в настоящее время   не способствует мотивации населения на участие в инновационной деятельности.  Основы жизни  страны в XX веке предполагали стереотип более комфортной жизни для того, кто «не высовывается», живет сегодняшним днем и тщательно выполняет роль «винтика» в неуклонном движении к светлому будущему. Вместе с тем Россия всегда представляла собой сокровищницу талантов, изобретателей, преобразователей действительности. Несмотря на значительные потери в генофонде вследствие войн, революций, репрессий в XX веке, в России по-прежнему живет большое количество талантливых, потенциально активных людей. Но их имеющийся потенциал необходимо реализовать. И для этого нужна масштабная, последовательная работа государства, бизнеса. Спорадические, несистемные мероприятия не принесут желаемого результата. В обществе необходимо создать ситуацию, когда успешными людьми будут те, кто сделал инновации смыслом своей жизни. Нужно помочь им  стать реальными лидерами общества.

Питер Друкер в свое время сказал: «Инновации – это не вложения в будущее, это использование сегодняшних возможностей». Он написал книгу "Инновации и предпринимательство. Практика и принципы", в которой  обосновал необходимость создания нового "предпринимательского общества". Нормой жизни этого общества становится инновационная деятельность менеджеров. На самом деле, инновации – это огромный комплекс взаимосвязанных направлений: структура, организация, бизнес-модель, маркетинг, технология, производство, продукты. Доля, собственно, наукоемких технологий в этом комплексе составляет 10-15%, не более.

 

Развитие личности как фактор развития инноваций

На церемонии вручения Государственных премий президент России Д.А. Медведев  сказал, что высочайший интеллектуальный потенциал является конкурентным преимуществом России. Не случайно одним из лауреатов премии стал известный созданием антивирусных программ Евгений Касперский. Его лаборатории необходимо ежедневно встречаться с новыми вызовами и находить новые решения для ответа на них. Вручение Касперскому премии является определенным знаком, показывающим приоритеты государства, его нацеленность на поддержку ростков нового.

Действительно, Россия обладает не только богатством природных ресурсов, но и уникальным народом, который дал миру большое количество различных достижений в науке, культуре, искусстве. Несмотря на недостаточно эффективное использование возможностей людей в ХХ веке, тем не менее, в стране активно развивалось движение изобретателей и рационализаторов. Не только ученые, но и люди, работавшие в прикладных отраслях, были новаторами в науке,  производстве. Многие посвящали изобретениям, инновациям даже личное время.

 Трудные 90-е годы заставили большинство населения решать проблемы выживания, инновационность как составная часть жизнедеятельности, проявлялась все в меньшей степени.  Наиболее активные, настроенные на изменения люди ушли в бизнес, многие уехали за границу и сейчас там достигли отличных результатов. Потеряны педагогические коллективы и целые школы педагогики, которые способствовали развитию личностей.

Сейчас ситуацию необходимо изменять в ускоренных темпах. По всей видимости, рецессия и выход из нее займет несколько лет. С одной стороны это плохо, но с другой есть время  подготовиться к  послекризисному периоду. Уже на  начальном этапе выхода необходимо иметь инновации, которые приведут к качественным изменениям в структуре российской экономики и всей жизни общества. В противном случае страна опять вернется в группу стран обслуживающих развитые страны мира за счет владения сырьевыми ресурсами.

Для реализации имеющегося потенциала необходимо всестороннее развитие   личности. Реальная инновационность общества  будет достигнута при создании условий, в которых человек на всех жизненных этапах будет находиться в среде, которая способствует его инновационности.    В основе инновационного  развития  находится социальная мотивация  и овладение соответствующими методами. Обществу необходимо генерировать целый комплекс материальных и моральных стимулов для людей, которые будут способствовать активизации изменений в различных аспектах его жизнедеятельности.  Необходимо реализовать возвышение личности в коллективе, переход от привычного отношения к сотруднику как к средству к новому пониманию его как цели.

Однако, даже самая эффективная мотивация не может изменить ситуацию без наличия методов генерации и внедрения инноваций. По всей видимости, государству и бизнесу нужно объединить свои усилия для создания таких методик и обучения им в ВУЗах, системах повышения квалификации, переобучения. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил, что у  России есть ряд серьезных проблем. Среди них – недостаточная квалификация кадров. Для того, чтобы научиться работать в инновационной среде,  и для этого нужно срочно отправить учиться за границу большое количество студентов и специалистов. Действительно, постиндустриальное общество основано на экономике знаний (knowledge-based economy). По сути дела в России необходимо создать индустрию инновационного образования. В  западных странах начиная с 60-х годов XX века затраты на образование во всех странах  росли гораздо быстрее, чем в других отраслях экономики. Эти инвестиции в развитие личности принесли свои плоды.

Есть технологии, которые позволяют за полгода-год сделать команду менеджмента на любом предприятии эффективной, креативной и инновационной. Технологии постановки предпринимательского менеджмента известны. В какой-то степени такие технологии применяются и сейчас, например, опционные схемы, когда   топ-менеджеру предлагают стать совладельцем, акционером предприятия.  В поведении менеджеров, когда они становятся акционерами, происходит существенная перемена. Совсем другая психология, совсем другое отношение к работе. Менеджеры начинают мыслить не только в рамках своего бизнес процесса, они начинают задумываться над финансовым результатом. Начинают генерировать бизнес-идеи.
Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Проблемы никогда нельзя разрешить с тем же образом мыслей, который их породил». И если вы хотите c успехом адаптироваться в новом мире, то необходимо менять собственную интеллектуальную модель. Иначе вы не сможете работать в существующих условиях, ведь они требуют от специалистов творчества и инновационных подходов. Поэтому России предстоит большая дорога по созданию нового класса управленцев – инновационных управляющих.
 
Авторы статьи: Колик Алексей Валентинович, бизнес-консультант, Петухова Светлана Николаевна, Исполнительный директор белорусской "Гильдии маркетологов".


Категория: Менеджмент | Добавил: daniel (08.10.2009)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Продажи [14]
Менеджмент [15]
Маркетинг [5]
Обучение [2]
Поиск
Кнопки
Rambler's Top100
Друзья сайта
  • Тренинговый портал Treko
  • b2bloger
  • 4p.ru
  • Тренинговый портал Salesman
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0