Каталог статей

Главная » Статьи » Менеджмент

Алексей Колик: Как работать с «трудным» начальником

В последнее время я уделяю много внимания такой непростой в работе менеджера проблеме как управление «трудными» сотрудниками. «Трудные сотрудники» - это те, чье поведение выходит за рамки общепринятого, те, кто создает различные проблемы своему руководителю и коллегам.  Не так давно я написал статью на эту тему. Через некоторое время мне позвонил знакомый, который прочел мою статью. Он сказал мне: «Вы пишите о том, как решать проблемы управления «трудными» подчиненными, а у меня совсем другая проблема, у меня «трудный» начальник. Как вести себя с ним?». Мой знакомый работает руководителем департамента в частной компании. Он типичный представитель менеджеров среднего звена. И у него все время нелады с шефом, который по его словам вылитый Боб Келсо из сериала «Клиника». После звонка мы встретились со  знакомым и обсудили возможные варианты его поведения с «трудным» шефом.

А я подумал, что не мешало бы вспомнить о различных вариантах проявления «трудности» у начальника и продумать варианты своего поведения. Естественно, оставаясь в рамках конструктивного решения проблем. Поскольку нагрубить шефу или вовсе облить его водой из стакана однозначно плохой выход  из положения, за которым может просто последовать выговор или увольнение. Итак, какие проблемы возникают с начальником? Вообще-то их десятки и сотни. Для описания всех нужно писать толстую книгу. Поэтому обратим внимание только на некоторые.

1.      Начальник не определил  стратегии, цели предприятия. Поэтому он не может четко сформулировать задачи для подчиненных. Вероятно, что он  все же догадывается, о  необходимости  как-то артикулировать обозначенную цель. Значит, он формулирует ее абстрактно, например, через общие цифровые показатели. Например, объявляет, что в течение определенного временного интервала необходимо достигнуть заданных показателей (выпуск продукции, объемы оказанных услуг, объемы продаж). Но при этом он не может определить за счет чего  показатели могут быть достигнуты, какие пути приведут к успеху. Не понимая этого, он просто требует от подчиненных выполнения показателей, не ставя им конкретных задач и не спрашивая у них, что же они намереваются предпринимать. На мой взгляд, такой начальник относится к категории «супертрудный».  И выход тут один – самому представить цель движения и под нее определить необходимые  действия своего подразделения. С одной стороны тут мы видим вполне реальный выход из положения. Вроде бы руководитель подразделения сам может и должен решить, как будут работать его люди. С другой стороны появляется серьезная опасность отсутствия координации работы подразделений. Каждый руководитель увидел стратегию по-своему и в результате все начинает происходить как в известной басне про лебедя, рака и щуку. Последствием такого положения вещей могут стать плохие результаты работы организации.  Естественно, в такой случае начальник начинает искать виновных среди руководителей подразделений, а сам находится как бы в безопасности, поскольку он то никаких конкретных задач не ставил и отвечать ему не за что. Возможно, в такой ситуации не остается ничего другого как самим руководителям подразделений установить связи по горизонтали и работать, не беря в расчет действия руководителя.

2.      Начальник регулярно меняет свои приоритеты, задания. В этой ситуации бывали многие и знают, как трудно иметь дело с человеком, который постоянно меняет свое мнение. А уж если такой человек является начальником, то тогда только держись!!! Вчера Вы получили от руководителя задание и начали действовать согласно ему, а сегодня все изменилось и шеф выдает задание, которое противоречит вчерашнему. Зная такие привычки руководителя лучше всего:

- просить руководителя о получении задания в письменной форме или самому записывать задание за ним; в случае получения нового задания, противоречащего предыдущему обсудить возникшую коллизию с привлечением документального свидетельства

- не спешить с выполнением заданий, а сделать некоторую паузу

- иметь четкий план работы подразделения и в первую очередь руководствоваться именно им, а не заданиями шефа

- регулярно работать над собой, проводить аутотренинг, чтобы научиться держать себя в руках и не нагрубить начальнику.

3. Начальник отдает распоряжения  непосредственно Вашим подчиненным, минуя Вас. Очень непростая ситуация. Тут и дело может пострадать, если шеф не очень хорошо владеет ситуацией и его распоряжения не принесут пользы. Но есть и проблема того, что таким поведением он дезориентирует Ваших подчиненных, они не понимают, что же им делать, и в результате могут просто ничего не делать. Плюс ко всему – страдает Ваша репутация начальника. У подчиненных появляются сомнения в Вашей компетентности или наличии реальных полномочий.  В данной ситуации есть только один выход. Вам необходимо прямо высказать свое несогласие с таким поведением руководителя и привести ему аргументы в пользу того, чтобы в дальнейшем Вы сами имели возможность отдавать распоряжения своим подчиненным. Конечно, Ваша принципиальная позиция может привести к конфликту, но в случае успеха Вы получите дополнительные плюсы как руководитель.

4. Начальник периодически ведет себя грубо с подчиненными, в том числе и с Вами, кричит, выходит за рамки деловой этики. Когда кричит, то краснеет, становится похожим на младенца крупного размера. Такого начальника имеют многие, особенно у нас. Ведь фактически деловая культура на нашем пространстве не сформировалась, руководители часто не понимают, что их поведение должно быть ограничено определенными рамками. Лучшим выходом для Вас будет отсутствие ответной агрессии в виде грубого тона, оскорбительных слов или жестов. Крик, агрессия – проявление слабости. В каждой ситуации Вы можете действовать по-разному, вот несколько вариантов поведения:

- примените прием психологического айкидо и сделайте все возможное, чтобы избежать конфликта, а именно просто не выходите из себя, говорите и действуйте спокойно, как будто ничего не случилось; обычно запал у «грубияна» быстро исчерпывается

- найдите предлог выйти и просто прервать проблемную ситуацию

- попросите начальника соблюдать деловую этику и не переходить грань дозволенного; интересно, что многие люди вследствие своего плохого воспитания не знают о существовании такой грани, им кажется, что можно делать то, что хочется и не особо сдерживать себя

- изучайте привычки начальника и делайте прогноз, что может стать причиной его агрессии (некоторые люди агрессивны периодически, например, утром или в понедельник, в таком случае есть смысл избегать общения с «грубияном» в такие моменты)

- ответьте «грубияну» жестко, но корректно, дайте ему понять, что Вы не позволите разговаривать с собой подобным образом; обратите внимание на то, что Вы не имеете права проявить агрессию или использовать оскорбительные выражения

- если над Вашим начальником есть его начальник, то обратитесь к нему для решения столь непростой проблемы, лучше предупредить своего начальника об этом.

Конечно, грубость руководителей становится частой причиной смены работы, поскольку не всегда предложенные вариант действий могут помочь. Действительно, иной раз встречаются совсем «трудные» люди и повлиять на них не удается. Тогда стоит подумать о смене места работы, ведь «нервные клетки не восстанавливаются» (хотя некоторые последние исследования в области физиологии ВНД говорят об обратном).

5. Начальник ставит Вашему подразделению нереальные задачи. В данной ситуации необходимо понять, что является причиной такого поведения, что движет начальником. Возможно, он не понимает горизонта реальности, возможно, он хочет поставить Вас в затруднительное положение (как говорят иной раз, «подставить»). Если в первом случае нужно прийти к начальнику с фактами и цифрами, чтобы убедить его в необходимости пересмотреть решение, то во втором случае не обойтись без привлечения самого большого начальника (при этом иметь самые убедительные обоснования). Впрочем, опыт показал, что многие менеджеры среднего звена не спорят с начальником, формально выполняют поставленную им задачу, даже если она и нереальна, а затем все вместе убеждаются что ничего не получилось. Все же последний вариант можно рассматривать скорее как уход от проблемы, чем ее решение (хотя, у нас такой вариант более традиционен). Но ведь и дело может пострадать, и репутация. Вряд ли можно считать ситуацию конструктивной.

 А с какими проблемами «трудного» начальника сталкиваетесь Вы, что больше всего «напрягает»? Пишите в разделе «Комментарии» или на указанный адрес электронной почты (главная страница). Обещаю ответить всем, кто хочет получить совет как работать с «трудным» начальником. Приглашаю всех желающих на мой тренинг «Коммуникация с «трудным» начальником». Также принимаются возражения, альтернативные точки зрения. Наверняка, не каждый начальник, который прочтет эти заметки, согласится со мной, захочет узнать себя в описанных ситуациях. Хотя, совсем неплохо иной раз посмотреть на себя со стороны и понять в чем состоят ошибки, что нужно изменить в своей работе. Хорошими руководителями не рождаются, умение руководить приходит со временем, с опытом. Так что, возможно, пришло время начать руководить по-новому, продвинуться к тому, чтобы стать менеджером настоящим XXI века. А менеджер  XXI века наверняка должен уметь понимать своих подчиненных и находить контакт с ними!

Категория: Менеджмент | Добавил: daniel (25.12.2009)
Просмотров: 5466 | Рейтинг: 4.7/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Продажи [14]
Менеджмент [15]
Маркетинг [5]
Обучение [2]
Поиск
Кнопки
Rambler's Top100
Друзья сайта
  • Тренинговый портал Treko
  • b2bloger
  • 4p.ru
  • Тренинговый портал Salesman
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0