Любому специалисту по
продажам всегда проще продавать хороший товар, можно сказать, что он сам
продает себя. Если продавец имеет
возможность презентовать покупателю конкретные конкурентоспособные характеристики товара, то у него есть все
возможности добиться успеха. Продавцы знают, о каких именно характеристиках нужно говорить,
продавая продукты питания, строительные
материалы, промышленное оборудование. Гораздо труднее продавать мечту,
поскольку сам потребитель, как правило, не может точно сформулировать в
конкретных характеристиках, какие же характеристики репрезентируют его мечту. Еще
труднее это сделать продавцу, ведь он может только догадываться, как выглядит
мечта в сознании клиента. Формируемый клиентом образ часто очень далек от
образа формируемого продавцом.
Между тем, мечта очень
часто сопровождает желание купить конкретный товар и умелый продавец понимает,
что нельзя отбросить мечту как что-то лишнее и сказать клиенту: «Давайте будем
говорить только о физических характеристиках продукта». Представим себе
человека, который много ездил на стареньком автомобиле, а сейчас он может
купить отличный новый автомобиль, о котором он мечтал долгие годы. С одной
стороны он покупает продукт, имеющий определенные технические характеристики, а
с другой он покупает мечту. Что более важно? Клиенты разные и приоритеты у них
разные. Один думает исключительно об экономии топлива, а другой представляет,
как теперь на своем новом автомобиле он сможет проехать большое расстояние и посетить разные страны.
Получается, что искусство продавца состоит в умении понять приоритеты клиента и
сконцентрироваться на них. Хочет он конкретику – нужно выдать конкретику! Хочет
мечту – нужно выдать мечту!
Естественно, тут нужно
говорить о том, что есть товары, для которых мечта не играет столь существенной
роли. Например, продукты питания (по причине того, что мечта в данном случае
легко осуществима). А есть товары, которые практически неотделимы от мечты. Помимо уже упомянутых автомобилей к ним
относятся многие дорогие товары (недвижимость, яхты, ювелирные изделия и т.д.),
а также многие услуги. В покупке путешествий, отдыха, обучения – в них так много
мечты! Продавая тур в экзотическую страну, в которой клиент еще не был, нельзя
игнорировать то, что обязательно нужно продавать не только проживание в
определенном отеле, но и мечту. И продавать ее в данном случае не менее
эффективно, чем отель. Дело другое, что продавать ее сложнее. Тут нужно быть
тонким психологом и оратором в одном лице.
Существуют и продукты,
в которых продажа мечты вообще стоит на
первом месте и о ней и нужно говорить в первую очередь. Например, продавец
продает участие на Венском балу. Тут нужно в первую очередь говорить о
неосязаемом, о том, что клиент приобретет не физический товар, а впечатления,
воспоминания, осуществит мечту.
Подводя итог, хочу
сказать, что высокопрофессиональному продавцу
нужно уметь продавать и товар, и мечту, точно определяя в момент
покупки чему в большей степени нужно
уделить внимание.
|