Руководитель отдела продаж – одна из ключевых фигур в компании. Это
утверждение точно отражает положение дел. Безусловно, отдел продаж является
ведущим отделом в структуре современного предприятия. От степени его успешности
зависят результаты деятельности всего бизнеса. Соответственно, на месте
руководителя отдела продаж должен находиться человек, способный решать самые
трудные задачи, незаурядная личность. Я считаю, что ему необходимо проявлять
себя в нескольких ипостасях, которыми являются: стратег, менеджер, маркетолог,
продавец.
Ипостась стратега предполагает
умение и возможность (обеспеченную топ-менеджментом компании) руководителя отдела продаж принять активное участие в определении стратегии
компании. Если основным стратегом, как правило, является директор или владелец
компании, то руководитель отдела продаж входит в группу лиц, которые помогают
ему в формировании стратегии, он представляет свое видение стратегии. Причем,
его мнение часто носит решающее значение.
Ипостась менеджера
подразумевает умение управления своей командой продавцов. С точки зрения
менеджерской квалификации управление отделом продаж относится к категории
наиболее сложного подразделения. Управлять продавцами сложнее, чем персоналом
других подразделений вследствие того, что их функции разнообразны, задачи
нестандартны. Это в бухгалтерии люди из месяца в месяц могут выполнять
шаблонные действия, а в отделе продаж каждый день что-то меняется. Нужно уметь правильно
распределить людей по задачам, сформулировать их, координировать действия, решать конфликты, грамотно
мотивировать и т.д.
Ипостась маркетолога требует
умение собирать и анализировать информацию о рынке, понимать тенденции
изменений, определять наиболее эффективные действия по продвижению, систему
ценообразования.
Ипостась продавца проявляется
в том, что руководитель отдела продаж часто сам ведет переговоры о продажах,
встречается с клиентами (особенно с VIP-клиентами). Ему приходится брать на себя наиболее сложные
задачи, непростых клиентов. В этом смысле он должен быть лучшим продавцом в
отделе не по статусу, а по реальным возможностям.
Исходя из данных ипостасей, определяются задачи руководителя отдела
продаж. Они многообразны и включают в себя планирование, изучение и анализ
рынка, руководство своим персоналом, налаживание взаимодействия по вертикали и горизонтали, продажи, налаживание
коммуникаций с внешним окружением, проведение мероприятий по продвижению
продукции.
Руководитель отдела продаж несет ответственность за результаты
коммерческой деятельности предприятия. Они оцениваются такими показателями как
объемы продаж, освоение новых рынков (товарных и географических), сохранение и
увеличение доли рынка, привлечение новых и сохранение старых клиентов. Те или иные показатели выходят на первый план
при конкретной ситуации. В период кризиса объемы продаж могли уменьшаться, но
показатель сохранения клиентуры свидетельствовал о том, что отдел продаж
работал хорошо и в перспективе покажет
лучшие результаты. Не все в коммерческой деятельности зависит от руководителя
отдела продаж непосредственным образом. Например, продуктовая политика может
определяться без учета его мнения. Тогда и ответственность его за результаты
снижается. Отсюда вывод - руководитель отдела продаж входит в число лиц,
определяющих различные аспекты деятельности предприятия. Но все же его зона
ответственности должна быть точно определена, функциональные обязанности
сформулированы. В противном случае у топ-менеджеров компании может появиться
желание возложить на руководителя отдела продаж ответственность за недоработки
других менеджеров.
|