Профессия специалиста по продажам
всегда была одной из самых востребованных на рынке труда. Даже сейчас, в
период кризиса, когда специалисты многих профессий не могут найти себе работу,
«продавцы» все равно нужны, они лидеры заявок работодателей. А почему? Да, потому что их работа очень
трудна. Не каждый человек может с ней справиться. Опять, почему? Во многом,
вследствие стрессового характера деятельности. Стресс приводит к выгоранию, эмоциональному,
физическому. Если стресс и выгорание так
сильны у рядового специалиста, то, что говорить о руководителе? На него
воздействует еще большее количество факторов стресса. Помимо ответственности за
результаты продаж он отвечает за управление персоналом (что, на мой взгляд,
более трудный участок работы). У
начальника отдела продаж могут появиться разные мысли. Например: «А не проще ли
быть рядовым «продавцом?», «А не стоит ли поискать работу в другой компании?» и
т.д. Обычно такие мысли появляются у начинающих руководителей. Если человек уже
работает в должности начальника отдела более полугода, то либо для всех
становится очевидным, что он не справляется и следует его замена, либо он
адаптируется к ситуации и продолжает работать. Конечно, полугодовой срок условен. Он может быть
несколько меньше или больше. Итак, что
же делать начинающему руководителю, если у него ворох проблем и хочется все
бросить? Думаю, что ему необходимо в первую очередь создать условия для
объективного анализа ситуации. А для этого нужно выйти из состояния стресса,
переключить себя в другую ситуацию, начать мыслить по-другому. Например,
поехать на выходные в Подмосковный пансионат. Там сейчас красота, свежий воздух
и т.д. Если даже пару дней покататься на лыжах или поиграть в боулинг, то уже к
утру понедельника голова прояснится и стресс ослабнет. Значит, самое время
сделать анализ текущей ситуации и понять, что же является причиной проблем,
которые и привели к выгоранию. Нужно
детально разобраться и ответить себе на вопрос действительно ли Вам не
хватает опыта или личных качеств для работы начальником или вы просто устали,
а, возможно, что-то не позволяет
реализовать Ваш потенциал. Например, в команде есть человек, который
отрицательно воздействует на других, постоянно высказывает пессимистические
мысли, противодействует вашим планам и т.д. Но он взят на работу директором
компании и Вы не могли раньше его уволить. Значит, пришло время решительных
действий. Идите к шефу и требуйте увольнения проблемного человека.
Составьте план необходимых действий по изменению положения вещей. Не
спешите сдавать свои позиции. В похожей ситуации были многие, сразу войти в
должность практически невозможно. У всех есть период «притирки». Но если, Вы
видите, что необходимые изменения не могут быть осуществлены по независящим от
Вас причинам, то тогда есть смысл подумать о возможности продолжения работы.
Если шеф категорически против увольнения проблемного человека, а Вы понимаете,
что сделать это необходимо, то тут уж или он или Вы. Иначе, в перспективе
продолжение выгорания может привести к потере вашего основного ресурса, которым
является здоровье.
Руководителям компаний тоже нужно думать о помощи начинающему руководителю.
Совершенно неправильно полагать, что если человека взяли на работу, и платят
ему деньги, то он с первых дней выдаст максимальную отдачу. Подобные мысли
часто ведут к конфликту и негативным результатам. Искусство работы топ-менеджера подразумевает
умение вводить подчиненных в должность, адаптировать их к ней. Самым главным я
считаю умение проявить терпение, позволить человеку «набрать обороты», проявить
свой потенциал. Ведь если его назначили
на должность, то исходили из того, что потенциал у него есть. Не нужно уже через две недели стучать кулаком
по столу и требовать значительного увеличения объема продаж. Такое требование
нереально и приведет к стрессовому состоянию. Нужно объективно оценить
возможность увеличения показателей до определенной величины и реальный срок,
который необходим. Лучше подбодрить человека, найти плюсы в его работе. Тем
самым добавить позитивных эмоций. Также не нужно пытаться подменить собой
нового руководителя, активно вмешиваться в его деятельность. Гораздо более
эффективно раз в неделю обсудить с ним тет-а-тет рабочие вопросы, подсказать
нужные решения, помочь разобраться с проблемами. Вот это, действительно, нужно.
Думаю, что важно позволить начальнику отдела продаж самому сформировать
команду «продавцов». Такой карт-бланш ему будет очень полезен. Всегда лучше
управлять людьми, которым сам веришь и
видишь их возможности. Директору нужно
помнить, что начальник отдела продаж – ключевой топ-менеджер, он находится на
самом передовом рубеже работы и хороших «спецов» нужно ценить.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что эмоциональное выгорание персонала
характерно для компаний, в которых накопились серьезные проблемы. Они могут
быть не очевидны, скрыты. Но, они есть. Если в компании все нормально, то, как
правило, персонал находится в отличном тонусе и выгорания практически у
персонала не наблюдается.
|