Каталог статей

Главная » Статьи » Менеджмент

Михаил Колонтай: Истоки неинновационного поведения
М.М.КОЛОНТАЙ,
профессор ВШФМ АНХ при Правительстве РФ
"Новый взгляд, новые идеи - это в большинстве случаев переструктурирование старых идей новым способом" (Из книги "Русские медведи и белая гвардия")
 
Содержание:
Введение
Прошлое
Настоящее
Первые шаги к инновационной экономике Введение Почему некоторые экономические системы способны генерировать инновационный рост, а другие нет? В этой статье я делаю попытку взглянуть на проблему с позиций истории и лидерства, предметов, которые, на первый взгляд, дальше всех от "практического” решения данного вопроса. Ключевые слова: излишки трудовой деятельности, имущественное расслоение, сохранение собственности, инновационная экономика, коррупция, образование.
 
Прошлое
Историки утверждают, что истоки современных социальных отношений зародились в период между бронзовым и железным веками. Новые орудия труда, бронзовые и железные, позволили человеку производить больше того, что необходимо ему для физиологического выживания. Появляются излишки человеческого труда, которые посредством товарно-обменных операций преобразуются в дополнительные блага, делающие жизнь легче и комфортней (если этот термин применим к железному веку). Вместе с излишками появились люди, желающие их присвоить иным способом, чем производство и обмен. Это были лидеры новой формации, которые в отличие от племенных вождей каменного века организовывали людей не для выживания в условиях голода и холода, а для собственного процветания и величия. Можно только представить, что некий Джон или Иван эпохи железного века научился обрабатывать больше земли и получать больший, чем необходимо для собственного пропитания, урожай. Он обменивал излишки у таких, как он индивидуумов, преуспевающих в ремесле, и получал взамен украшения, одежду, орудия труда, оружие.
Итак, представим, что среди сородичей какого-либо племени где-то на просторах Европы появляются несколько семей с более высоким доходом. Представляют ли они интерес для грабителей? Да, безусловно. Ведь грабить тех, кто не имеет излишек бессмысленно,
Для того, чтобы сохранить собственность мифические Джон или Иван должны научиться ее защищать. Неспособность защищать делает бессмысленным наличие излишков труда . Как могут они защитить свое имущество? Наняв охрану, дружину. Но чтобы содержать дружину, нужно много излишков. Их можно получить либо собственным усердным трудом, либо отнять у трудолюбивых сородичей, которые заработали излишки, но не смогли их "защитить” . Возможно, дружину сколотил лидер, который не преуспел на пашне, но преуспел в ратных делах. Так появляются институт вождей, князей, царей, королей.
Таким образом, способность создавать больше, чем необходимо для физиологического существования, и умение защищать собственность - основные условия формирования классового общества и государства. Историк С.М.Соловьев писал, что три важнейших фактора повлияли на историю России: природа страны, природа племени и ход внешних событий. На мой взгляд, эти факторы, в особенности первый, первоначально влияли на историю любой страны.
Первые государства были рабовладельческими и появились в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом (Средиземноморье, Индия, Китай). Бронзовые орудия труда позволяли в этих странах получать излишки от каждого работающего только благодаря климату. Восточные славяне, заселив пространства с более суровым климатом, находились в это время на стадии первобытно-общинного строя. Переходу их к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж первого тысячелетия н.э.), что создало условия для интенсивной расчистки лесных массивов, более качественной обработки земли и появления излишков. Борьба между родами, семьями в те времена была борьбой за обладание излишками результатов труда либо людьми (рабами), которые создавали излишки. Работорговля была обычным делом в те времена. И если при родовом строе военная добыча принадлежала роду, то позже, с появлением классов, добыча переходила князю и дружине, но никогда простому люду. Не было необходимости князю и дружине работать на пашне и трудом праведным добывать средства пропитания, их удел - ратные дела. Воинские навыки давали больше, чем просто средства пропитания. Благодаря им князья могли забирать излишки у простого люда и использовать их не только на содержание дружины, но и на цели строительства защитных сооружений, княжеских дворцов, покупки предметов роскоши. Защита своей собственности с некоторых пор становится главным фактором имущественного расслоения, оттеснив на задний план навыки хозяйствования.
Настоящее
Успехи государств в современном мире зависят от людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность. Неэффективность рабского труда осознали римляне почти две тысячи лет тому назад, русский царь признал крепостное право как сдерживающий фактор экономики в 19 веке. Западу понадобилось долгая эволюция, писал Р.Пайпс, чтобы отделить власть над вещами (власть собственника) и власть над людьми (власть правителя). Государства в Европе стали "править людьми", но защищать чужую частную собственность. Источником имущественного расслоения стали не способность защищать свою собственность, а труд и талант ( 2Т), другими словами, способность создавать новое и эффективно использовать имеющие ресурсы.
Оппоненты могут возразить, что тоталитарные режимы, имея власть над людьми и вещами, были эффективны. Эффективность промышленного производства в Советском Союзе была вовсе не высокой, чтобы не говорили по этому поводу апологеты. Да, в некоторых сферах СССР преуспел, а именно в создании отдельных видов вооружений, но что касается других сфер, так называемых гражданских отраслей - отставание от Запада было огромным.
Нельзя найти на планете Земля эффективную экономику, в которой власть над людьми и власть над вещами была в руках одной и той же группы людей. Защита собственности как источник богатства позволяет некоторым группам людей в некоторых странах процветать, но создавать инновационную экономику эти группы не могут. Инновационную экономику создают люди, обладающие 2Т. Результаты их труда должны принадлежать им. Но как только "излишки" у этих людей становятся "заметными", находятся люди, которые хотели бы их отнять. Те самые люди, которые могут защитить собственность. Таковыми в России в лихие 90-е были бандиты, сегодня - это армия чиновников. Да, они могут защитить свою собственность. Именно они стали богатыми в новой России 21 века. Но, как и князья на Руси в первом тысячелетии, они не пашут, не обрабатывают землю, они воюют... с теми, у кого есть излишки. Впрочем, и сам чиновничий класс, как новые собственники, не уверен в устойчивости своего положения и доходов. Поэтому один из алгоритмом их бизнес-поведения: забрать или получить собственность, быстрее заработать на ней , продать и, по возможности, уехать. Такие собственники не заинтересованы в развитии бизнеса, тем более инноваций. Люди же бизнеса, не принадлежащие к классу чиновников, думают как защитить свою собственность... Юристы предлагают им делить бизнес на маленькие части, регистрировать компании на Британских Виргинских островах, быстро входить в бизнес и быстро выходить (навязывая поведения биржевого брокера, а не предпринимателя), идти во власть, участвуя в выборах, либо "крепко" дружить с чиновником и т.п. . И, конечно, они ищут cхемы, как обмануть вездесущих чиновников, желающих поучаствовать в дележе их «излишков». Регулярно сотни тысяч россиян получают по электронной почте спам следующего содержания: "Если Вы работаете в частной компании, то Вы должны знать об ЭТОМ: Как Защитить Себя На Допросе? Опасности Вашего Мобильного Телефона? Что Делать, Если В Офисе Идет Обыск? Как Поступить, Если Вас Хотят Арестовать? Где Можно Получить Защиту От Преследований?" Возможно, для предпринимателей в современной России эти вопросы представляются более актуальными, чем инновационное развитие собственного бизнеса.
Первые шаги к инновационной экономике В начале 1960-х годов в Юго-Восточной Азии появилость новое независимое государство Сингапур. История Сингапура - это сказочная
история об отделившемся от Британской империи маленьком острове, где не было ни пресной воды, ни строительного песка…
В 2009 году - Сингапур стал страной , в которой самое большое количество миллионеров из расчета на 1000 чел.(85) и самая глобализированная экономика. Возможные шаги к построению инновационной экономики России - это использование некоторого опыта Сингапура. Премьер-министр Ли Куан Ю в своей книге ”Сингапурская история: из "третьего” мира - в "первый”, приводит апробированный алгоритм эффективных рыночных преобразований:

Привлечение иностранных инвестиций;
Борьба с коррупцией;
Реформа образования.

Борьба с коррупцией - краеугольный камень реформирования экономики, не решив эту проблему, невозможно решать проблемы привлечения инвестиций и образования.
При приобретении независимости Сингапур также страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю писал: "Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни”.
Борьба с коррупцией началась с "упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования”. Резко подняли зарплаты судьям и в тоже время ужесточили контроль над их деятельностью.
Были жестко подавлены мафиозные группировки, создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в верхних эшелонах власти (инициированы даже расследования против ближайших родственников Ли Куан Ю). Глава Следственного комитета при Прокуратуре России Александр Бастрыкин в сердцах однажды заявил, что если сажать за взятки чиновников, то придется всех их пересажать. "Надо что-то делать с их мозгами”. Исследователи в Америке иногда преувеличивают роль "культуры криминала". Так, например, полагают они, существует "культура нищеты", которая плодит "культуру криминала" (Дж.Черан, 1994). Но парадоксально то, что не только нищета, но и "богатство", а именно представители имущих слоев, в особенности в мундирах чиновников, порождают преступность. "Нищие", получившие советское воспитание и образование, порой проявляют больше терпимости, уважения и законопослушания, чем элиты.

Мозги (голова), без сомнения, главное в инновационной экономике. "Индустриальное общество, - писал Ли Куан Ю, - уступает место обществу, основанному на знаниях. Новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях”. Как много надо пройти, чтобы сделать образование и выпускников вузов открытыми к инновациям.
Нельзя заставить ни современных собственников бизнеса, ни студентов или школьников идти вверх по лестнице, если они этого не хотят. Увы, первыми заказчиками работников с инновационным мышлением в Сингапуре стали иностранные инвесторы. Если государство не заинтересовано в зарубежных инвестициях, в известном смысле можно утверждать, что оно не заинтересовано в инновациях. Надеюсь, в России спрос на инноваторов есть и со стороны некоторых отечественных руководителей. Средняя и высшая школа также нуждаются в реформах. Обучение в ней направлено в основном на запоминание фактов, а не преобразование знаний и формирование приемлемых типов социального поведения. Люди, заканчивая вузы, не изменяются как личность, сохраняя установки и ценности, полученные под воздействием окружения в неблагополучном детстве. Не секрет, что для многих (и это не их вина) в "лихие 90-е" детство было суровым испытанием. К сожалению, установки и ценности 90-х закрепились в их сознании как лучший способ сосуществования. Необходимо, в особенности, в высшей школе, прививать студентам новое отношение к учебе, а следовательно, к будущей работе и будущей жизни. Преподаватели, к каковым отчасти я отношу и себя, должны помогать студентам:
видеть мир в многообразии;
интересоваться новым, в особенности естественными науками;
формировать потребность учиться в течение всей жизни;
ценить жизнь и здоровье других;
прививать приемлемые образцы социального поведения;
быть ответственным за свою жизнь.

Возможно, первые шаги будут трудными. Но их всегда легче сделать, если тебе об этом постоянно "твердят" (родители дома, учителя в школе, преподаватели в университете, руководители в офисе, с экранов телевизоров). Тогда наши головы будут устроены по-иному, чем у чиновников-коррупционеров. "Поменять мозги" - самое трудное...
Москва, 29/10/09
 
Категория: Менеджмент | Добавил: daniel (30.12.2009)
Просмотров: 1306 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Продажи [14]
Менеджмент [15]
Маркетинг [5]
Обучение [2]
Поиск
Кнопки
Rambler's Top100
Друзья сайта
  • Тренинговый портал Treko
  • b2bloger
  • 4p.ru
  • Тренинговый портал Salesman
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0